142132, Российская Федерация, Московская область, Городской округ Подольск, поселок Дубровицы, дом 41

Использование нетрадиционных средств рисования в работе с детьми раннего возраста (для развития координации движений, мелкой моторики, интереса к изобразительной деятельности)

  Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Для развития координации движений, мелкой моторики, интереса к изобразительной деятельности необходимо использовать различные средства нетрадиционного рисования. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка

-мелкой моторики рук и тактильного восприятия

-пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия

-внимания и усидчивости

-изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости

-воображения, мышления

Нетрадиционные техники рисования

- способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании

- материалах, их свойствах, способах применения

- стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования

-дают возможность экспериментировать

-развивают тактильную чувствительность, цветоразличие

-способствуют развитию зрительно-моторной координации

- не утомляют дошкольников

-развивают нестандартность мышления, индивидуальность

Приступая к работе по данной теме, я еще раз проработала Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, действующий с 1.01.2014г.

В ФГОСах даны целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

-ребенок интересуется окружающими предметами, активно действием с ними; стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

На основании целевых ориентиров раннего возраста ФГОСов считаю свою работу актуальной.

Изучив примерную основную образовательную программу (одобр.20.05.2015) дошкольного образования с рекомендациями, выделила в области художественно-эстетического развития одну из основных задач образовательной деятельности: создание условий для приобщения к изобразительным видам деятельности (взрослые предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с материалами – красками, карандашами и др.).

Через работу в области нетрадиционного рисования я могу реализовать задачи программы.

 

Следующий этап работы: изучение научно- методической литературы (Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа », Янушко Е. А. «Рисование с детьми младшего возраста», «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники под ред. Казаковой Р.Г., Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» и другие), просмотрела материалы сайтов интернета.

Проанализировав перспективный план организованной образовательной деятельности по рисованию в 1 младшей группе, мы пришли к выводу, что из нетрадиционых средств рисования используем в оод лишь 2 вида: рисование пальчиками («Топ, топ, топ наша Танечка идет», «Украсим матрешкам сарафаны», «Выпал первый снежок», «Зажжем огоньки») и рисование «тычками» («Зимняя поляна», «Салфетки для кукол», «Украшаем посуду», «Деревья в цвету», «Гусеница»).

Используя полученные знания, решили использовать в работе с детьми и другие нетрадиционные средства рисования в совместной деятельности.  

В работе с детьми 1мл. группы использовала следующие нетрадиционные средства изображения:

1) Рисование пальчиками (ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу, после работы пальчик вытирается салфеткой и смывается водой).

2) Рисование ладошками (ребенок прижимает ладошку к штемпельной подушке, пропитанной гуашью, и наносит оттиск на бумагу или ладошку смазывают краской и затем прикладывают её к бумаге; после работы руки вытираются салфеткой, остатки краски смываются водой).

3) Рисование ватной палочкой (ребенок опускает ватную палочку в гуашь и наносит точки на бумагу).

4) Рисование штампампами или «печатками» (их можно изготовить из пробки, сырой картофелины, моркови, яблока, деревянного кубика и др; ребенок прижимает штамп к краске и наносит оттиск на бумагу; для получения другого цвета меняется и краска и штамп).

5) Рисование на манной крупе.

6) Рисование шариками. Нам потребуется: коробка, 4 шарика, гуашь. Шарики покрывают краской и кладут по углам коробки, затем крышку закрываем, трясем и смотрим, что получилось.

Рисовать можно чем угодно как угодно! Дети этого возраста любят быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники помогают этому.

Результат работы ребенка зависит от заинтересованности, поэтому внимание малыша важно активизировать, побудить его к деятельности при помощи игры, сюрпризного момента, просьбы о помощи. Важно живо и эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображений.

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то листочки, то снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

В основу опыта использования нетрадиционных средств рисования положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания. Такое задание ставит ребёнка в позицию творца, активизирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Обучать нетрадиционной технике рисования необходимо соблюдая возрастные особенности детей.

Художественная деятельность ребёнка станет ещё более успешной, если взрослые будут оценивать её положительно, отмечая индивидуальную манеру выполнения.

Каждый ребёнок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

« Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В.А. Сухомлинский.

        Мы изучили научно-методическую литературу по теме, систематизировали её и обобщили как опыт работы

В ходе художественной деятельности с использованием техник нетрадиционного рисования у детей развивали координацию движений, мелкую моторику, интерес к изобразительной деятельности, а также учили думать и сравнивать. Занятия приносили детям только положительные эмоции, художественная деятельность детей была успешной.

Родители стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих способностей у детей.